Масляная, счастливая, протянися до Велика дня!

 

На Руси к Масленице относятся по-особому: даже каждый день Масляной недели имеет своё название и предназначение: понедельник — встреча (встречали Масленицу, наряжали ее чучело и возили по улице, начинали выпекать первые блины), вторник — заигрыши (устраивались различные игры и забавы, молодежь каталась с гор и ходила по утрам в гости на блины, а женихи присматривали невест, заигрывали с девушками), среда — лакомка (тёщи приглашали зятьев к себе на блины), четверг — широкий четверг, широкая масленица (в этот день по обычаю устраивались кулачные бои или "стенка на стенку"), пятница — тещины вечёрки (теперь уже зятья звали на блины своих тещ, стараясь угостить их как можно лучше), суббота — золовкины посиделки (молодая невестка должна одарить золовок подарками), воскресенье — проводы, прощанье, прощёное воскресенье (все просят друг у друга прощения, освобождаясь от грехов перед Великим постом, и прощаются с Масленицей, сжигая её чучело). Считалось, что человек, не повеселившийся вволю на Масляной неделе, будет неудачлив весь год.

 

Среди всех славянских народов именно у русских Масленица получила наибольшее распространение. Масленицу всегда праздновали шумно и с размахом, особенно после того, как к русским обычаям в петровские времена добавились черты европейского карнавала. Катания с гор, на лошадях и в санях, богато украшенных бубенцами и лентами, карусели и качели на центральных площадях, огромные шесты с колёсами, обмотанными соломой или соломенные чучела, балаганы, райки, игры, шутовство, медвежьи потехи, обливание друг друга  водой, снежные бои, пляски, песни, – всё это  непременные атрибуты масленичных гуляний. У мужчин на Масленицу были свои мужские развлечения – кулачные бои стенка на стенку, участвовать в которых было очень почётно. Для подбадривания дерущихся  сзади обязательно размещались музыканты – гусляры, гармонисты, призванные специальными песнями и частушками «под драку» поднимать их боевой дух. 

 

Несмотря на местные особенности, есть несколько обязательных отличительных черт, присущих только этому празднику. Каждая из них непосредственно связана с древней языческой магией плодородия.  Это:

- ритуальное объедение,

 (Наесться  хлебом впрок, обеспечив себе сытую жизнь на весь год, должен был каждый. Форма ритуального хлеба не случайно с самого начала была круглой – это символ солнца, жизни и круговорота времени. Собственно блин, как обязательная еда  в Масленицу пришёл из похоронного обряда, и самый первый блин  не ели, он предназначался духам предков. Считалось, сколько блинов съешь – столько денег будет в доме на новый год)
- чествование молодых, недавно вступивших в брак,

(Молодые пары становились на это время центром  общественного внимания. Их чествовали, как выполнивших свой долг перед родом, общиной. Они обеспечили продолжение своей жизни, повлияв  таким образом и на плодородие всей природы Обратная сторона этого - укоры не вступившим в брак. Во время Масленицы разрешалось даже воровать девушек, которые нравились парням. Это не осуждалось строго, а, наоборот, общество осуждало тех, кто имел брачный возраст и не женился).

-катание на лошадях,

(Лошади и медведи – древнейшие символы плодородия, катания на лошадях и медвежьи потехи должны были также укрепить животворящие силы природы.)

 -проводы зимы.

(Обязательный материал, из которого делалось чучело Масленицы-Зимы – это солома. Возвращение её земле должно было обеспечить богатый будущий урожай. Дети строили крепости - «городки» из снега (кстати, снег как ипостась воды и огонь - тоже атрибуты аграрной магии).

 

Масленица отмечается всеми – и ревнителями старины, и теми, кто далёк от народных традиций, её любят и в городе, и в деревне. Это – единственный праздник языческого происхождения, который не получил позже точного христианского осмысления и остался в народном сознании как весёлое гулянье по случаю проводов зимы. Для наших далёких предков  проводы зимы и встреча весны составляли единое целое, позже Великий пост разделил этот некогда цельный праздник. Но в традиционной культуре эти  события до сих пор взаимосвязаны – шумные проводы надоевшей зимы и призывание весны специальными закличками, певшимися обязательно на возвышенных местах,  повсеместно соседствуют друг с другом. Уничтожение же (сжигание, разрывание или утопление), антропоморфного чучела Масленицы, олицетворяющего зиму, должно способствовать скорейшему приходу весны. Ритуальные похороны Масленицы всегда сопровождались процессиями ряженых и громким смехом, знаменующим  скорую и полную победу весны над зимой.

Масленицу хвалят и ругают, её величают и развенчивают, её гонят и просят задержаться подольше.

                                       Масляная неделя за горы полетела,

                                            На пенечек села, оладушек съела,

                                         Весело гуляла, всё  песни играла.

                                    А мы тебя прокатали, да в ямочку закатали.

                                                Все, Масленица, прощай,

                                               На тот год приезжай!

 

На сцене - масленичные песни, пляски, игры и обряды и атмосфера весёлых масленичных гуляний.