Песнь кругового танца

Хоровод (карагод, танок, круг, улица) - собрание сельской молодежи на вольном воздухе для пляски с песнями (В. Даль).

..В хороводе были мы…..Совью венок, пойду в танок… Пойду-выйду на улицу, да разыграю в карагод…

 

Утро-день-вечер-ночь…  Весна-лето-осень-зима… Детство-Юность-Зрелость-Старость…                  Замкнутый и неизменный, этот  круг - круг года, круг человеческой жизни -  символ  постоянства, гармонии и вечного непрерывного движения  - воплотился в обрядовых орнаментальных и игровых хороводах…

Хоровод - это отражение в движении и звуке круговорота природы;

это и танец-игра под песню  или наигрыш, и чинное движение обязательными фигурами;

это и участвующие в  хороводе, и наблюдающие за ним;

это  и весёлая компания, и место за околицей, где собираются на веселье;

здесь высматривали невест и старались специальными обрядами обеспечить хороший урожай.

 

Хоровод вобрал в себя самые разные песенные жанры - и календарные, и свадебные, и лирические, и, конечно, плясовые.

 

Прощаясь с надоевшей холодной и мрачной зимой, девушки «закликают» приход весны, специальными песнями-веснянками призывают птиц, несущих  её на своих крыльях.                                                                                                                                                                      Потом надо заручиться помощью святого Егория - защитника  и покровителя скота, чтобы берёг домашних животных от болезней и диких зверей. Для него и других  святых-помощников крестьянам по хозяйству пелись особые «егорьевские» песни.                                                                                       А вскоре  по деревням пойдут парни, обстоятельно обходя все дворы с поздравительными «волочебными» песнями, славя Пасху и воскресшего Христа…

Границу  между весной и летом называли Зелёными святками. В  центре их - Троица – главный весенне-летний праздник. Он, имея  глубокое христианское значение, был ещё и генетически связан с  древнейшими культами земли, воды и душ предков. Главное  украшение и  «героиня» всех троицких игр и хороводов – молодая берёзка. Её девушки-невесты  «заламывали»», завивали, величали, под ней кумились, становясь «сёстрами» втайне от парней, которые стремились разрушить их союз... После Троицы, на Русальной неделе, с весной прощались. Особыми песнями и обрядами  девушки и парни прогоняли  русалку (делая чучело  в виде коня) в поле – ведь  она должна была передать земле свою живительную влагу.

И наконец - короткое лето с его яркими праздниками, посвящёнными союзу земли, воды  и огня.   Купальская ночь стала кульминацией и самым притягательным символом его таинственной энергетики. А после летней страды – наступит время  осенних праздников со своими песнями и обрядами, посвящёнными окончанию полевых работ...

Сколько праздников – столько и хороводов: егорьевские, святковские, радуницкие, никольские, троицкие, духовские , всесвятские,  ивановские, петровские, пятницкие, ильинские, успенские, семенинские, капустинские, покровские – звенят и вьются они, сплетаясь в единый гимн вечному кругу жизни, в единую народную песнь кругового танца.

В концерте прозвучат  народные песни, танцы, обряды  разных областей России, а также авторская музыка на фольклорные тексты (фрагменты сюиты  А.Раскатова «Голоса замёрзшей земли»).