Песнь кругового танца
Хоровод (карагод, танок, круг, улица) - собрание сельской молодежи на вольном воздухе для пляски с песнями (В. Даль).
..В хороводе были мы…..Совью венок, пойду в танок… Пойду-выйду на улицу, да разыграю в карагод…
Утро-день-вечер-ночь… Весна-лето-осень-зима… Детство-Юность-Зрелость-Старость… Замкнутый и неизменный, этот круг - круг года, круг человеческой жизни - символ постоянства, гармонии и вечного непрерывного движения - воплотился в обрядовых орнаментальных и игровых хороводах…
Хоровод - это отражение в движении и звуке круговорота природы;
это и танец-игра под песню или наигрыш, и чинное движение обязательными фигурами;
это и участвующие в хороводе, и наблюдающие за ним;
это и весёлая компания, и место за околицей, где собираются на веселье;
здесь высматривали невест и старались специальными обрядами обеспечить хороший урожай.
Хоровод вобрал в себя самые разные песенные жанры - и календарные, и свадебные, и лирические, и, конечно, плясовые.
Прощаясь с надоевшей холодной и мрачной зимой, девушки «закликают» приход весны, специальными песнями-веснянками призывают птиц, несущих её на своих крыльях. Потом надо заручиться помощью святого Егория - защитника и покровителя скота, чтобы берёг домашних животных от болезней и диких зверей. Для него и других святых-помощников крестьянам по хозяйству пелись особые «егорьевские» песни. А вскоре по деревням пойдут парни, обстоятельно обходя все дворы с поздравительными «волочебными» песнями, славя Пасху и воскресшего Христа…
Границу между весной и летом называли Зелёными святками. В центре их - Троица – главный весенне-летний праздник. Он, имея глубокое христианское значение, был ещё и генетически связан с древнейшими культами земли, воды и душ предков. Главное украшение и «героиня» всех троицких игр и хороводов – молодая берёзка. Её девушки-невесты «заламывали»», завивали, величали, под ней кумились, становясь «сёстрами» втайне от парней, которые стремились разрушить их союз... После Троицы, на Русальной неделе, с весной прощались. Особыми песнями и обрядами девушки и парни прогоняли русалку (делая чучело в виде коня) в поле – ведь она должна была передать земле свою живительную влагу.
И наконец - короткое лето с его яркими праздниками, посвящёнными союзу земли, воды и огня. Купальская ночь стала кульминацией и самым притягательным символом его таинственной энергетики. А после летней страды – наступит время осенних праздников со своими песнями и обрядами, посвящёнными окончанию полевых работ...
Сколько праздников – столько и хороводов: егорьевские, святковские, радуницкие, никольские, троицкие, духовские , всесвятские, ивановские, петровские, пятницкие, ильинские, успенские, семенинские, капустинские, покровские – звенят и вьются они, сплетаясь в единый гимн вечному кругу жизни, в единую народную песнь кругового танца.
В концерте прозвучат народные песни, танцы, обряды разных областей России, а также авторская музыка на фольклорные тексты (фрагменты сюиты А.Раскатова «Голоса замёрзшей земли»).