РУССКИЕ СВЯТКИ
«Святки, вы святки, вы святые вечера! Загадайте нам,
святки, всем по загадке...»
Святки — самый таинственный, самый любимый, один из са-
мых весёлых и самых важных праздников в народном календаре.
Святки, приходившиеся на период зимнего солнцеворота, наибо-
лее полно проявляли глубинную связь человека с природой.
Вся жизнь крестьянина была связана с круговоротом солнца.
Пожалуй, нет на земле ни одного народа, не отмечавшего, так или
иначе, эти дни.
Повсеместно известен миф о ежегодно умирающем и
воскресающем божестве растительности. Это время, когда
дни становятся короче, ночи — пугающе длинными, кажет-
ся, вся природа погружается в леденящее чёрное забытьё...
Приоткрывается дверь между двумя мирами – миром света,
солнца, жизни и миром ночи, тьмы, смерти…
В русских Святках воедино сплелись языческие веро-
вания, обряды и ритуалы, несущие на себе аграрно-маги-
ческую функцию, и христианские праздники, традиции и
обычаи. Наши предки, будучи целиком и полностью зави-
симыми от природы, справедливо полагали себя её частью.
И, естественно, не могли оставаться в бездействии в этот
страшный для всего живого период, не могли позволить
природе заснуть навсегда!
Если природа влияла на человека, то и человек мог по-
дать пример природе: Святки – время непрестанного, без-
остановочного движения, постоянного перемещения в про-
странстве. Все обрядовые действа, совершаемые людьми на
Святках, все святочные игры, все специально разыгрывае-
мые представления (рождественские драмы) были объеди-
нены мотивом умирания и воскрешения. Это на этимологи-
ческом, генетическом уровне связано с аграрной магией,
направленной на пробуждение заснувших животворящих
сил природы. Все усилия человека прилагались к тому, что-
бы подтолкнуть, сдвинуть с места застопорившийся круг
времени, помочь завертеться колесу новой жизни.
Солнцеворот делил зиму на две половины: первая как бы
завершала год прошедший, вторая – открывала год предсто-
ящий. Русские Святки тоже традиционно делились на два
периода – на вечера святые (от Рождества Христова до дня
святого Василия — 7-13 января) и страшнЫе (от Васильева
дня до Крещения — 13-18 января).
Начинались Святки колядованием в канун Рождества.
Так назывались праздничные обходы домов с пением коля-
док. Само название «коляда» имеет латинское происхожде-
ние и знакомо нам по современному слову «календарь». В
колядках («калёдах», «таусенях», «овсенях», на севере — «ви-
ноградьях») славились хозяева дома и содержались всевоз-
можные благопожелания. Всё сказанное в эти дни приобре-
тало особый смысл и силу, поэтому люди должны были быть
веселы и щедры, столы – богатыми, а слова – добрыми.
На святых вечерах славили Христа, пели специальные
христославия и тропари – песни, в которых рассказывалась
история Рождества Христова; дети, молодёжь и взрослые
ходили по дворам со звёздами (дохристианский знак солн-
ца), символизирующими Вифлеемскую звезду, разыгрыва-
лись специальные вертепные представления.
Канун Васильева дня назывался Щёдрым вечером. К
нему приурочивались благопожелательные песенки-«щед-
ровки» и «посеванки» (сопровождающие символическое
«посевание» зерном и обливание водой), которые обеспе-
чивали хороший урожай в новом году.
Страшные вечера — считались днями разгула нечистой
силы. Защититься от неё можно было только напугав её
саму, обманув и высмеяв. Всевозможные ряжения и пере-
одевания, вождение по дворам «коней», «коз», «медведей»
— символов плодородия; страшные маски-личины, шум и ве-
селье должны были заставить нечисть убраться восвояси.
Именно в этот период, приоткрывавший границы дня и
ночи, границы прошлого и будущего, границы времени,
можно было попытаться узнать свою судьбу… «Кому поём
— тому добро… кому вынется– правда сбудется, правда сбудется – не минуется…»
Заканчивались Святки купанием в очищающей крещенской проруби.