«Я вам скажу один секрет – кого люблю, того здесь нет..»
(народный романс)
Эта программа – состояние души, программа, в которой безраздельно царит только одно чувство в самых полярных его проявлениях .Вся она – о любви и про любовь.
Программа «Лики любви русской деревни» целиком посвящена лирической песне -самому близкому и понятному жанру народного творчества, наиболее ярко запечатлённому в двух своих ипостасях - в частушке и романсе. Ансамбль бережно отбирал песни для этой программы. А это было очень непросто. Невозможно вместить всё разнообразие народной лирики, всё её очарование и безыскусность в один вечер. Ведь в каждой области России, в каждой русской деревне, в каждом доме живут свои, неповторимые варианты известных или забытых городом романсов с их трогательной наивностью и неподдельной искренностью чувства. А сколько неожиданной смелости и искромётного задора дарит нам частушка, рождённая мгновенным душевным движением!
Донские, белгородские, орловские, архангельские, терские, курские, тульские, рязанские, тамбовские, брянские, кубанские романсы и частушки пронизаны любовью, любовью непосредственной и верной, жестокой и самозабвенной.
. Лирические песни, романсы, частушки одинаково волнуют всех и понятны любому. Не случайно эти песни так любимы в народе – секрет в характере их содержания, раскрывающего вечные темы: любовь, ревность, измена, разлука, гибель, раскаяние.
В сердце человеческом неизъяснимым, парадоксальным образом сосуществуют глубокие чувства и сиюминутные увлечения, трагические предчувствия и безмятежная радость, счастье взаимности соседствует с горечью утраты, насмешка – с разочарованием, отчаянная решимость- с робостью и сомнением.
Всё это – ипостаси любви, её лица, её маски-личины, её идеальные и разнообразные лики – и все они воплощены в любовной народной лирике – от частушки до романса. Между этими гранями – огромное, бесконечное пространство и время любви.
***
Необрядовая (не приуроченная к календарным праздникам или ритуалам) песня особенно любима в народе. От задорной частушки до жестокого романса, от проникновенной лирики до игровых и шуточных песен и хороводов– вот далеко не полная палитра жанров этой обширнейшей области музыкального фольклора..
Народная мудрость, воплощённая в народной лирической песне вобрала в себя все эмоции, все мельчайшие оттенки человеческих переживаний. Счастье и тоска, ревность и соперничество, разлука и ожидание встречи, страсть и охлаждение– всё живёт в ней. Здесь душа народа нашла, пожалуй, своё наиболее полное отражение. Здесь можно, не стесняясь, признаться в любви или рассказать о своём горе, подразнить соперника и пригрозить разлучнице, здесь можно прилюдно свою личную историю поведать от лица лирического героя и встретить коллективное сочувствие – поскольку каждое движение души поющих в лад людей созвучно их слушателям.
В лирических песнях идеализация, характерная для песенного отражения жизни вообще, достигла апогея: чувствования и переживания личности соотнесены с беспредельностью и величественностью внешнего мира. Эта идеализация создавала прекрасную, богато украшенную «вторую» действительность, парящую над серой реальностью. Любая девушка - «душа красна девица», любой парень - «раздобрый молодец», им противостоят абсолютные чёрные силы –«горе- злосчастье». В песенной жизни достигалась гармония состояний человека и мира – деревья, птицы, люди сочувствовали друг другу, переговаривались между собой, сама природа была насыщена всеми человеческими переживаниями. Позднее в лирическую народную песню вместе с романсом придёт большее самовыражение и психологизм, а далее – уже в частушке – начнётся отражение жизни в её настоящей реальности и подлинности.
«Романс» в словаре В.Даля обозначает песню, лирическое стихотворение для пения, с музыкой. Современное сознание вкладывает в это понятие несколько иной смысл. Но до того как романс стал называться романсом в привычном для нас понимании, он вобрал в себя характерные черты нескольких жанров. Наиболее ранней формой народной лирики были канты, своеобразный пласт поэтической музыкальной культуры, объединивший в своих интонациях русскую народную песню и церковную музыку. Позже, в середине 18в появляется «российская песня», где сентиментальные авторские любовные стихи соединялись с фольклорными образами, ритмами и напевами. Многие из этих произведений оказались настолько созвучны народному восприятию, что, попав в деревенскую среду, приживались, адаптировались, перепевались на свой лад и оставались жить в разнообразных вариантах. По необъяснимой избирательной прихоти причудливого народного сознания «народными» стали считаться многие стихотворения как известных и всеми любимых поэтов – Пушкина, Тютчева, Лермонтова, Батюшкова, так и малоизвестных, и, может быть, незаслуженно забытых, - Яковлева, Стромилова, Дервиза, Фадеева, Козлова, Цыганова, Дмитриева, Глинки.. Правда, текст этих фольклорных романсов зачастую достаточно далёк от их литературного первоисточника – вдохновителя. Но любовь к ним слушателей и искренность исполнения только подчёркивают оправданность такого выбора.
Частушки(припевки) – рифмованные однострофные песенки, пропеваемые или выкрикиваемые на характерный, особый местный мотив. Идеальная действительность песенной лирики меняется, приобретая индивидуальную свободу и гибкость разговорной речи, раскрепощая эмоциональный мир человека. Впервые зафиксированные в 60-е гг 19в, своего всероссийского расцвета эти экспрессивные, динамичные, лаконичные, часто на ходу импровизируемые миниатюры достигли в веке 20-м.. Любое сиюминутное переживание может быть тут же высказано в этой необычайно гибкой форме и этим самым приравнено к глобальным событиям, подтверждая значительность мелькнувшего мгновения жизни. Частушка умеет говорить о чувстве, не называя его. Это - предельно сжатая история судьбы, история жизни, история любви, история страны и поколения.
В наш век глобальных катаклизмов, потока информации и высоких скоростей так не хватает простой тёплой задушевности и внимания, неспешного разговора о самом сокровенном. Нам всем немножко не хватает любви. Мы надеемся, что эта программа сможет подарить её свет и тепло каждому, кто захочет вслушаться в музыку, в которой эта любовь живёт
«Кабы в поле не цветы, «Если б сердцу дали крылья,
Поле не алело бы, Улетело бы оно,
Кабы, милая, не ты- Улетело бы и село бы
Сердце не болело бы!» К милому на окно!»
«А я иду ,иду – передо мной овёс,
Ах, не влюбляйтеся – в любови много слёз!»
«Забавочка красивая, свеча неугасимая!
Горела да растаяла, любила да оставила!»
«Нету яблоньки пониже –
Негде яблочка сорвать!
Нету милого поближе –
Не с кем слова мне сказать!»
(народные частушки)