«... не надо иностранцам рассказывать,
что такое Россия, а надо просто дать им послушать
диск Ансамбля Покровского»

А.Батагов

 

Ансамбль Покровского носит имя своего основателя и руководителя Дмитрия Викторовича Покровского (1944-1996) – большого музыканта, артиста, учёного и исследователя.

Ансамбль Дмитрия Покровского,  созданный в 1973г, стал первым коллективом, в котором по-настоящему объединились подлинно научное изучение фольклора с профессиональным его исполнением, а традиции народной музыки - с современной музыкальной культурой. Своим появлением он в корне перевернул все бытующие представления о народном искусстве и его сценическом воплощении. Сложившаяся в Ансамбле Покровского школа освоения народного пения, основанная на изучении традиционной технологии звукоизвлечения, до сих пор остаётся единственной в своём роде.Уникальность Ансамбля Покровского- не только в виртуозном владении разными народными певческими стилями, но и в органичном синтезе их с современной музыкальной культурой, в умении создать из традиционной музыки – новую, превратить её в явление мировой культуры, лишённое территориальных границ. Естественное соединение традиционной и авторской музыки с использованием принципов живой импровизации, как и прежде - визитная карточка Ансамбля Покровского.
 

В начале 70-х ХХ века это имя было своеобразным паролем, пропуском в новый мир альтернативной музыки; в 80-e не знать Ансамбль Покровского уже было просто неприлично, человек, не бывающий на его концертах не мог считаться интеллигентным и современным. Непривычный, дикий, природный звук, странные, свободные ритмы, ощущение мощной энергетики, идущей со сцены в зал - завораживали, в корне меняли привычное тогда отношение к фольклору, как к чему-то музейному и скучному. Оказалось, что народная, традиционная музыка - вполне современна. Выяснилось, что в ней есть игра, есть импровизация, есть жизнь!

Неужели до этого не было народного пения на сцене?

Такого - не было. Были многочисленные, практически неотличимые друг от друга «академические народные» хоры и солисты, поющие песни, стилизованные в народном духе.

Появление в 1973 году Ансамбля Покровского способствовало началу активного молодёжного фольклорного движения. В 90-х гг увлечение народной музыкой достигло своего апогея, и количество фольклорных ансамблей и студий по стране перевалило за десятки сотен. (Сейчас коллективы, созданные по модели Ансамбля Покровского, существуют не только в России, но и за рубежом, в том числе в Японии, Швеции, Болгарии, США)

А Покровский со своим Ансамблем уже был далеко впереди: создав мощнейший импульс этой волны, он искал новые пути.

Ансамбль Дмитрия Покровского стал  своеобразной отправной точкой и  естественным эталоном профессионального сценического воплощения традиционной музыки: в 70-е годы-флагманом молодёжного фольклорного движения, в 80-е- родоначальником русской волны в мировой музыке и течения этно в нашей стране, в начале 90-х - первопроходцем в интерпретации классических сочинений с помощью техник народного исполнительства.

Ансамбль Покровского первым объединил фольклор и джаз в совместных импровизациях с Алексеем Козловым и Владимиром Резицким, а традиционную музыку с электронной - вмсесте с Эдуардом Артемьевым, первым из российских коллективов начад сотрудничество с Питером Гэбриэлом, записал первый русско-американский альбом со знаменитым ансамблем Пола Уинтера, в которой афро-бразильские ритмы и джазовые рифы органично вплетаются в ткань русских песен. Создавая особую звуковую среду, он смог как нельзя более органично войти в ткань драматических спектаклей Юрия Любимова, Сергея Юрского, Льва Додина. И, наконец, именно Ансамбль Покровского сумел поставить народную музыку на один уровень с классической, выступая в Бруклинской Академии музыки, Карнеги-холле, Сиднейской опере, Венской филармонии, на самых престижных музыкальных фестивалях.

Ведь Ансамбль Покровского никогда не был коллективом чисто фольклорным, тем более этнографическим. Он раздвигал тесные рамки общепринятого деления музыки на «высокую» - академическую и «низкую»- народную. Подтверждением этому была знаменитая «Свадебка» Игоря Стравинского, записанная Ансамблем в 1994г. Абсолютно новаторское решение стало тогда музыкальной сенсацией.

Когда в 1996 г. случилось непоправимое – умер Дмитрий Покровский, его артисты смогли сохранить уникальный коллектив. Ответственность за судьбу Ансамбля взяли на себя Мария Нефёдова(музыкальный руководитель) и Ольга Юкечева(режиссёр)

В Ансамбле Покровского создана особая исполнительская школа, в корне отличающаяся от до сих пор существующих. Эта школа, основанная на принципах и технологии народного звукоизвлечения, открывает любому человеку путь к такому пению. Артисты Ансамбля занимаются целенаправленными и систематическими исследованиями, серьёзно изучают исполнительские техники и стили в разных традициях народного пения - и не боятся экспериментировать.

Ансамбль Покровского даёт концерты и продолжает экспедиционную работу. Зная уникальные возможности коллектива, с ним сотрудничают и пишут специально для него музыку многие интересные современные композиторы – В. Мартынов, А.Раскатов, В.Николаев, А.Шелыгин,А.Айги, И.Юсупова, М.Шмотова, А.Михайлова,А.Висков... При этом к каждому исполняемому авторскому сочинению Ансамбль подходит через осмысление его как части традиционной культуры в жанровом и стилевом отношении, допускающей определённую долю импровизации и личностного отношения.

Каждая программа Ансамбля (а их у него в репертуаре много!) – в своём роде небольшой спектакль, идёт ли речь о классических произведениях, духовной или о песенно-обрядовой музыке.

  • Хотите поколядовать в новогодний вечер, поучаствовать в крещенских гаданиях, поиграть в страшные святочные игры, купить коня на масленичной ярмарке, покумиться на Троицу, завить на осеннем поле "бороду", побывать гостем на свадьбе, попутешествовать по разным областям России, проплыть по русским рекам?
  • Или вас привлекут необыкновенные по своей красоте, мудрости и поэтичности духовные стихи и былины?
  • Любите ли вы народные романсы и частушки?
  • Как вы смотрите на то, чтобы отправиться на поиски фольклорных корней авангардной музыки?
  • А может быть, вы хотите заглянуть в балаган на праздничной площади и послушать, например, сказки Пушкина, причём сразу две одновременно?

Значит, вам сюда! Программы Ансамбля Покровского подкупают сочетанием научной достоверности и импровизационной свободы, пестроты экзотических тембров и выверенности их созвучия, а подход к материалу и манера исполнения обладают более чем тридцатилетним запасом прочности.

С артистами Ансамбля можно встретиться также в спектаклях Юрия Любимова, Валерия Фокина, Владимира Мирзоева, услышать их голоса за кадром во многих фильмах и телепередачах.

В 1998-20012 гг, благодаря поддержке Юрия Петровича Любимова, Ансамбль был Творческой мастерской Театра на Таганке.

В сентябре 2012 коллектив стал подразделением Москонцерта.

Русская традиционная и новая музыка в неповторимом исполнении Ансамбля Покровского звучит в Австралии и Японии, США и Италии, Финляндии, Голландии, Англии, Германии... Диски Ансамбля выпускаются и переиздаются в России, Европе и Америке.

В знаменитых академических залах Берлинской и Токийской филармоний Ансамбль Покровского стал первым исполнителем народной музыки. Классические произведения он поёт вместе с прославленными дирижёрами и коллективами, участвует в новых проектах Лондонской Королевской Оперы. На джазовых фестивалях в Испании и Израиле выступления Ансамбля Покровского соседствуют с концертами Пэта Мэтини и “Swingle singers”…

Один из основных принципов Ансамбля Покровского – это искреннее уважение к публике, которая заслуживает того, чтобы с ней говорили на-равных, а не только постоянно развлекали. Ансамбль не боится показывать зрителям музыку настоящую – народную и авторскую, сложную и лёгкую, непривычную и родную, серьёзную и весёлую. Слушая её, человек чувствует непосредственную причастность к своей собственной живой и близкой великой истории и культуре.

Ансамбль Покровского трудно с кем–либо спутать. Он до сих пор такой - единственный и неповторимый в современном музыкальном пространстве.Уникальность его не только в виртуозном владении разными фольклорными певческими стилями, но и в естественном соединении их с современной музыкальной культурой, в умении создать из традиционной музыки – новую, а из авторской - музыку народную.