Романс в письмах

Посвящение 200-летней годовщине победы России в войне 1812 года

                                                                                                                         Так вот что значит -
                                                                                                                                                        Весь народ!..

                                                                                                                                   А.Майков, «Сказание о 1812 годе»

200-летие победы в Отечественной войне – это не просто круглая дата. Война 1812 года оказала огромное влияние не только на весь 19 век, но  и на последующую историю нашей страны. Потребовавшая колоссального напряжения и героических усилий всех без исключения сословий, она стала поистине Отечественной. Сплотившая все слои  русского общества патриотическая идея  породила неподдельный интерес и к собственной национальной культуре. 

Герои и события Отечественной войны 1812 года стали источником вдохновения для художников, поэтов и композиторов,  как непосредственно во время военных действий, так и десятилетия спустя.

                                                                                                                      Со всей Европой эту встречу
                                                                                                                                             Мог русский выдержать один…

                                                                                                                                                                 Ф.Глинка

А.В. Суворов считал, что музыка удваивает и утраивает армию. Протяжные  и  лихие, русские песни скрашивали походный быт воинов и поднимали их боевой дух. В основу большинства народных песен о войне с Наполеоном легли песни о славных победах русского воинства над грозными противниками прежних веков. Самыми любимыми героями песенного фольклора стали  предводитель донских казаков атаман  Платов и  фельдмаршал Кутузов. Тогда же родилось много солдатских песен в народном стиле: стихи  больших поэтов или полковых стихотворцев распевались в  строевой походной песне, и поэтические образы классиков преображались крестьянским сознанием на народный лад.

                                                                                                                                           Напрасно думаете вы,
                                                                                                                                                  Чтобы гусар, питомец  славы,
                                                                                                                                             Любил лишь только бой кровавый
                                                                                                                                                   И  был отступником любви…

                                                                                                                                                         Д.Давыдов, «Гусар»

Первая половина 19 века – эпоха  романтизма, стала для нас олицетворением  возвышенных «романтических» чувств, нежной любви, пылких сердец, и в то же время -  отваги, чести, долга и подлинного героизма Отечественной войны 1812года. Всё это, воспетое поэтами и самой жизнью, является теперь символом тех славных лет. Подъём национального самосознания вызвал к жизни интерес и к внутреннему миру человека во всём многообразии проявлений его мыслей и чувств. В дворянской среде, где влияние французской культуры было традиционно очень велико, где говорили и писали в основном  на французском языке,  получают популярность «российские песни» и песни, написанные в народном духе, с их немного наивным, но искренним и трогательным слогом. Они стали предтечей любимого по сей день романса*. В романсе, подразумевающем  диалог лирического героя с предметом своих чувств, одинаково значимы и слово, и музыка. Став одним из музыкальных воплощений этого времени, он мог исполняться  и на пышном балу, и на скромном танцевальном вечере.  Балы в 19 веке были излюбленным развлечением публики - как великосветской, так и мещанской, купеческой и даже крестьянской.  Обязательная последовательность танцев перемежалась  обедами, играми, фейерверками, лотереями, фантами  или небольшими музыкальными спектаклями и представлениями. Каждый танец своими  интонациями и темпом задавал стиль не только движений, но и разговора, и даже определял последовательность настроений участников.  При этом беседа была ничуть не менее важна, чем движение и музыка, она требовала непринуждённости, остроумия и находчивости. Экспромты-шутки, тайные признания и решительные объяснения распределялись по композиции следующих друг за другом танцев. Открывался бал обычно торжественным полонезом, центром вечера была лёгкая мазурка, и, наконец, завершался он котильоном  - танцем-игрой, самым весёлым, разнообразным и шаловливым из танцев.

Маневры кончатся - и вкусим мы покой -                                                          

                                                                                                                  тогда-то, милый друг, увижусь я с тобой…     

                                                                                                                                 из альбома С.Н.Марина                                                                                                                           

19 век также - пик расцвета эпистолярного жанра во всех его формах. Мемуары, стихотворные послания, изысканные  приглашения на бал, эпиграммы, альбомы, в которых каждый гость должен был что-то написать на память хозяйке дома, были неотъемлемой частью повседневного быта. Это даёт  нам возможность сегодня прикоснуться к жизни того поколения, овеянного романтикой минувших лет. Неустрашимая храбрость и отвага, верность и находчивость, ветреность и любовь до гроба, искренние живые чувства, игра ума и острота мысли – в безыскусных народных песнях, в экспромтах, рождённых на дружеском пиру, трогательных романсах, дневниках и письмах. Запечатлённые быстрым лёгким пером истории, встают перед нами живые лица той, уже унесённой от нас временем, эпохи.

 

В программе  прозвучат романсы  А.Алябьева, П.Булахова, А.Варламова,  А.Гурилёва, В.Гартенвельда, А.Дюбюка, А.Чернявского,  на народные слова и на стихи Д.Давыдова, П.Каратыгина, А.Круглова,  И.Макарова, А.Полежаева,  А.Тимофеева, А.Шаховского, П.Шлаката, Н.Языкова  в вокальной аранжировке Ансамбля Покровского; солдатские песни на стихи Н.Астафьева, Ф.Глинки; полковые песни русской армии - казачьи, гусарские, драгунские, уланские;  народные песни о событиях 1812г., а также   воспоминания, сочинения, дневники, записи в альбом,  стихи, отрывки из драматических произведений, переписка  Е.Баратынского, фрейлины М.А.Волковой, Ф.Глинки, И.Дмитриева,  Д.Давыдова, В.Жуковского, М.Загоскина, Н.Ильина,  Н.Карамзина, И.Крылова, герцога де Коленкура, купца И.Лапина, Наполеона Бонапарта, П.Пущина,  очевидца А.Романовского, графа Ф..Ростопчина, корнета  Сумарокова, князя А.Шаховского, унтер-офицера Тихонова,  крестьянина Л.Травина,  П.Яковлева, французских и русских солдат и офицеров;народные раёшные тексты, французские песенки и  мн.др.

-------------------------------------- 

* Рома́нс в музыке (исп. romance, буквально — «по-романски», то есть «по-испански») — вокальное сочинение, написанное на небольшое стихотворение лирического содержания, преимущественно любовного; камерное музыкально-поэтическое произведение для голоса с инструментальным сопровождением. До того, как этот жанр приобрёл национальные черты, в России вначале «романсом» называлось вокальное произведение на французском языке (пусть и написанное русским композитором), а произведение с текстом на русском языке, часто писавшиеся на мотивы народных песен — «российской песней».